Экспериментальная деятельность

 

 

                                                               

  Работа ДОУ  в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

  На совете группы актива МДОУ «Д/с №17 «Росинка» было принято решение об открытии нового дела, которое принесёт пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит  - расти  в личностном и профессиональном планах.

   При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта. Первым и важным условием являлось: присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников, родителей, членов экспертного совета.

   Проект  экспериментальной деятельности был представлен на Педсовете МДОУ «Д/с №17 «Росинка», на Методическом совете по дошкольному образованию «Особенности работы творческой группы по развитию инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях». В  ММЦ  управления образованием администрации муниципального образования Тбилисский район была представлена:

 Заявка на проведение экспериментальной деятельности

1. Наименование проекта

 Исследовательская деятельность в детской лаборатории «Любознайка».

 Реквизиты заявителя:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Росинка».

 352378 Краснодарский край,

             Тбилисский район,

             х.Марьинский,

             ул.Школьная,4

             тел: 67472

 2. Ф.И.О. должности исполнителей работ.

Исполнитель эксперимента:  заведующий МБДОУ "Д/с №17 "Росинка"


Срок исполнения работ по проекту:

Октябрь 2009г.- Май 2010г.

 3.Цели, задачи, актуальность разрабатываемого проекта:

 Цель эксперимента:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи экспериментальной деятельности:

 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие представлений о свойствах;

- развитие элементарных математических представлений;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 -Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

-Развитие у детей умственных способностей.

-Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 Актуальность разрабатываемого проекта:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 4.Актуальность заявленной проблемы:

 На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

 5.Программа и план поэтапной реализации проекта (кадровое, научное, экономическое, материально-техническое обеспечение проекта)

 Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

 

1.Закон РФ «Об образовании». Нормативно-методическое обеспечение

2.Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».

4.Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н.В.Микляева.

5.Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

Образовательная программа и воспитательный процесс

 План работы в детской лаборатории

с детьми среднего дошкольного возраста

 

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвёртая

неделя

Октябрь

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

2. Почему всё звучит?

3.Прозрачная вода

4. Вода принимает форму

 

Ноябрь

 

5.Какие предметы могут плавать?

 

6. Делаем мыльные пузыри

 

7.Подушка из пены

 

8.Воздух повсюду

 

Декабрь

9.Воздух работает

10.Каждому камешку свой

домик

11.Можно ли менять форму камня и глины

12.Свет повсюду

Январь

-

13.Замёрзшая вода

14.Тающий лёд

15.Разноцветные

шарики

Февраль

16.Таинственные картинки

17.Всё увидим, всё узнаем

18.Песочная страна

19.Где вода?

Март

20. Водяная мельница

21.Звенящая вода

22.Угадайка

23.Ловись рыбка и мала и велика

Апрель

24.Фокусы с магнитами

25.Солнечные зайчики

26.Что растворяется в воде?

27.Что отражается в зеркале?

Май

28.Волшебное сито

29.Цветной песок

30.Игры с песком

31.Фонтанчики

 План работы в детской лаборатории

с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

Месяц

Темы занятий - экспериментов

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвёртая

неделя

Октябрь

1.Какая бывает вода?

2.Вода-растворитель.

Очищение воды.

3.Сила тяготения

4.Упрямые

предметы

Ноябрь

5.Волшебные стёклышки

6.Почему предметы движутся?

7.Хитрости инерции

8.Что такое масс?

Декабрь

9.Воздух

10.Солнце дарит нам тепло и свет

11.Почему дует ветер?

12.Почему не тонут корабли?

Январь

-

13.Путешествие Капельки

14.Чем можно измерить длину?

15.Всё обо всём

Февраль

16.Твёрдая вода.

Почему не тонут айсберги?

17.Откуда взялись острова?

18.Как происходит извержение вулкана?

19.Как появляются горы?

Март

20.Испытание магнита

21.О«дрожалке» и «пищалке»

22.Как сделать звук громче?

23.Почему поёт платинка?

Апрель

24.Как образуются метеориты и кратеры?

25.Почему в космос летают на ракете?

26.Секретные записки

27.Что такое молния?

Май

28.Почему горит фонарик?

29.Электрический театр

30.Радуга в небе

31.Забавные фокусы

Укрепление материально-технической базы в соответствии с целями и задачами проекта:

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью работников учереждения, родителями, взаимодействия со школой.

Организационное и нормативно-правовое направление проекта

 

п/п

содержание

сроки

ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализироватьметодическую литературу по теме

Июль

2009г.

Заведующий,

Воспитатель ответственный за методическую работу


2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Август

2009г.

Заведующий,

Воспитатель ответственный за методическую работу

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории

 Сентябрь

(1-3 недели)

2009г.

воспитатели средней и старше-подготовительной групп

II этап. Внедренческий

1

Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой

Сентябрь

(4 неделя)

Воспитатели средней и старше-подготовительной групп

2

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Октябрь

2009г.

-

Май 2010г.

Воспитатели средней и старше-подготовительной групп

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проделанной работы

Май 2010г.

Ответственный за методическую работу

2

Осуществить анализ полученных результатов

Июнь 2010г.

Воспитатели средней и старше-подготовительной групп

3

Обобщение результатов инновационной деятельности

Июнь 2010г.

Заведующий,

Воспитатель, ответственный за методическую работу

 

 

 

Оценка результатов

  промежуточного этапа опытно-экспериментальной работы ДОУ

 

п/п

Цель

Сроки

Ответственные

1

Выявление эффективности

опытно-экспериментальной

работы и целесообразность её дальнейшего осуществления

Декабрь

2009 г.


заведующий

2

Обоснование продвижения

участников образовательного

процесса в опытно-

экспериментальной деятельности

Январь

2010 г.

заведующий

 

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

 1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Улучшение качества работы каждого педагога.

3.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

5.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

 

Представление проекта экспериментальной деятельности

 

п/п

Наименование

дата

Уровень

Ответственный

1

Педсовет МДОУ «Д/с №17 «Росинка»

31.08.2009 г.

 

Воспитатель-ответственный за методическую работу


2

Методический совет по дошкольном у

Образованию

«Особенности работы

творческой группы по

развитию

инновационной

деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

17.09.2009 г.

Районный

Заведующий


6.Заявляемый ориентировочный объём финансирования работ по этапам, предполагаемые источники финансирования.

Без финансовых затрат.

 7. Ф.И.О., подписи заявителей

Заведующий МДОУ «Д/с №17 «Росинка» 

 8.Дата представления заявки

9. Дата приёмки заявки, регистрационный номер

 На основании данной заявки Управление образованием администрации муниципального образования Тбилисский район  Приказом № 474 от

05 октября 2009 года «Об утверждении муниципальной экспериментальной площадки» утверждает:

  • 1. Муниципальную экспериментальную площадку МДОУ «Д/с №17 «Росинка».
  • 2. Программу муниципальной экспериментальной площадки «Исследовательская деятельность в детской лаборатории «Любознайка».

02.10.11 Конкурс среди воспитателей
Объявляется конкурс среди воспитателей "Лучший математический уголок"

20.09.11 Выставка "Вот весёлый огород"
20 сентября в МБДОУ "Д/с №17 "Росинка" прошла выставка семейных работ

17.12.10 праздник
Новогодние утренники

9908